Муваля и тавалли


Тому, кто является единобожником и следует пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и религии Ислам, нельзя ему дружить и проявлять любовь к тому, кто враждует с Аллахом и Его посланником. Даже если это будет самый близкий для него человек, запрещено ему любить или проявлять дружбу к тем, кто враждует с Аллахом и Его посланником.

Даже если это будет его родной отец, или мать, или брат, или сестра, или другой родственник. Потому что это из слов Всевышнего Аллаха:

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья…» (58:22) и до конца аята.

Также Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (9:23).

«…Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них…» (5:51).

Всевышний Аллах в этом аяте рассказал об иудеях и христианах. Основа религии, которая содержится в слове единобожия («Ля иляха илля Аллах»), а это – любовь и ненависть (непричастность). Любовь к верующим и к вере, и отречение от многобожников и от многобожия. Поэтому ученые говорят, что Ислам – это подчинение Аллаху в единобожии, и следование в подчинении и отречение от многобожия и от многобожников. В некоторых версиях этой книги вместо «الْبَرَاءَةُ» (аль-бараа — «отречение») написано «الْخُلُوصُ» (аль-хулююс — «избавление»), это не правильно. Потому что в тех правильных версиях прочитанными учеными написано «الْبَرَاءَةُ». У «الْبَرَاءَةُ» намного шире смысла, чем «الْخُلُوصُ». И это соответствует словам Всевышнего Аллаха:

«Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я отрекаюсь (بَرَاء) от того, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня…» (43:26-27).

 

Основа религии – тот, кто говорит «Ля иляха илля Аллах», он любит это слово, любит то, на что указывает это слово из единобожия, и любит тех, кто придерживается этого «Ля иляха илля Аллах».

И он должен ненавидеть многобожие, который противоречит этому слову, и ненавидеть тех, кто не говорит этого слова или тех, кто делает многобожие. Смысл «وَلاءٌ» (валя) и «بَرَاءَةٌ» (бара) — это и есть смысл любви и ненависти. Если мы говорим, любовь и ненависть ради Аллаха, это и есть любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха. Все три имеют один смысл.

 

«الْمُوَالاةُ», т.е. любовь к многобожникам и неверующим является запретной и является одним из смертельных грехов, и даже тех, кто любит многобожников и неверующих может привести к многобожию и неверию. Поэтому ученые поставили границы, сказав, что любовь делится на два вида. Первое: «تَوَلِّي» (тавалли), второе: «مُوَالاة» (муваля).

1. ТАВАЛЛИ: «تَوَلِّي», это – то слово, которое пришло в словах Всевышнего Аллаха:

«…Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями (يَتَوَلَّهُم) , то он сам является одним из них…» (5:51).

Любит любовью, подразумевается любовь многобожия и тех, кто делает многобожие, любовь неверия и тех, кто делает неверие, или же давать победу неверующим над мусульманами, желая победы неверия над Исламом. Этой границей ты понимаешь смысл «تَوَلِّي».

А «تَوَلِّي», как вам я сказал, любовь к многобожникам и неверующим является большим неверием, если мусульманин сделает что-то подобное, он выходит из Ислама.

Что значит «تَوَلِّي»? Любовь к многобожию и тем, кто любит многобожие. Обратите внимания на «и»! Любит многобожие и тех, кто делает это многобожие, значит, любит многобожие и тех, кто делает многобожие вместе. Или же он не любит многобожие, однако помогает многобожнику против мусульманина, желая победы многобожия над Исламом. Это и есть большое неверие, если мусульманин сделает это, то он выходит из Ислама (да сбережет Аллах нас от этого!).

2. МУВАЛЯ: Второе – это «مُوَالاة». А «مُوَالاة» запретно, и также проявляется в любви к многобожию, многобожникам и неверующим, однако по причине этой жизни или из-за близости или т.п.

Границей является то, что любовь к многобожникам был по причине этой жизни. И еще одно условие, чтобы ты им не помогал побеждать мусульман.

Потому что если ты любишь какого-то родственника или кого-то из-за мирской жизни, и помогаешь ему против мусульман, желая победы многобожия над Исламом, то это становится «تَوَلِّي», а значит большим неверием.

Это входит в раздел, который вводит человека в неверие. Если же он любит многобожника или неверующего из-за мирской жизни, то он приобретает один из видов общей любви. У него вид любви из-за мирской жизни, это является запретным и грехом, и не является неверием. И доводом этого является слова Всевышнего Аллаха:

«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником (أَوْلِيَاء). Вы открываетесь им с любовью…» (60:1).

Ученые сказали, что Всевышний Аллах сказал, что это любовь исходит от тех, у кого есть вера и они взяли себе многобожников и неверующих близкими, т.е. проявлял к ним любовь.

А это как пришло в двух достоверных сборниках (аль-Бухари и Муслим), в толковании этого аята. Причина ниспослания этого аята – известная история Хатиба. Он хотел сообщить о пророке (да благословит его Аллах и приветствует)многобожникам в Мекке. Это является великой вещью, чтобы многобожники как бы опасались от пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел напасть на Мекку, и никому об этом не сказал, некоторые сподвижники знали. Один из сподвижников Хатиб написал письмо многобожникам, что на них нападет Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и послал с одной женщиной.

Однако Джибриль пришел и сообщил об этом пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он послал Али и еще одного сподвижника, они поймали эту женщину, принесли это письмо и прочитали. И пророк (да благословит его Аллах и приветствует)позвал Хатиба.

Когда стало известно, т.е. когда прочли письмо, Умар сказал: «О, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Оставь мне, я отрублю этому лицемеру голову!».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Оставь его, о, Умар! О, Хатиб! Что тебя побудило сделать это?».

Это указывает, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует)спросил, с какой целью он это сделал.

Потому что если Хатиб скажет, что он хотел чтобы многобожники победили Ислам или же многобожники победили над мусульманами, это будет лицемерием и неверием. А если у него есть другая цель, то у него другое положение.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)спросил, узнавая это дело: «Зачем ты это сделал, о, Хатиб?».

Хатиб сказал: «О, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Клянусь Аллахом, меня к этому не побудило любовь к многобожию или ненависть к Исламу. Однако кто бы ни был из твоих сподвижников, у него есть какая-то заслуга, по которой он защищает свое имущество. А у меня нет никакой заслуги, по которой я мог бы защитить свое имущество в Мекке. Этим самым я хотел, чтобы у меня была какая-то заслуга».

Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Он вам истину сказал». Всевышний Аллах ниспослал после этого аят …

Потому что Аллах знал, что те, кто участвовали в Бадре, все они умрут на Исламе.

Этот аят «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью…» (60:1) указывает на то, что мы начинаем понимать этот аят только тогда, когда мы изучаем историю ниспослания этого аята, т.е. историю Хатиба. Т.е. проявление муваля к неверующему не уменьшает у человека веры. Но это – большой грех. Потому что Аллах призвал их словом веры, сказав: «О, те, которые уверовали!», т.е. Всевышний Аллах сказал, что они проявили какую-то любовь.

Поэтому ученые взяли пользу из этого аята (60:1), из аята суры «аль-Маида» (5:51) и из аята суры «Муджадиля» (58:22), и вывели вывод, что «مُوَالاة» делится на «مُوَالاة» и «تَوَلِّي». Что касается «مُوَالاة», то она – у нас общее имя. А «تَوَلِّي», это – то, что выводит человека из Ислама, и любовь к многобожию и многобожникам, неверию или неверующим или помощь против Ислама, чтобы многобожие и неверие победил. А «مُوَالاة», это – то, что является большим грехом, появляется из-за мирской жизни и близости.

 

Источник: «Шарх на Три Основы» шейха Солиха Али Шейха.

 

Не следует из хадиса Хатыба понимать, что опираясь на него, абсолютно любые виды помощи кафирам не будут большим куфром.
Напротив, как обьяснил имам Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман, у помощи кафирам и дружбы с ними есть разные степени, и среди них есть то, что выводит из Ислама, и то, что не выводит

 

Разве скажет человек, понимающий акыду ахли-Сунна, что если какой-то человек ради дунья, сохраняя в сердце Иман, переселился в страну кафиров, вошел в их войско, воющее с Исламом, зашел в земли мусульман, сражается с мусульманами в их рядах под их флагом, разрушает мечети и помогает возводить церкви, и так далее – что такой человек является грешным мусульманином?!

 

Поэтому, из видов склонения и дружбы с кафирами есть то, что выводит из Ислама само по себе, и есть то, что является большим грехом.

 

Как пример, можно взять проживание в их землях и выход в их рядах для сражения против мусульман.

 

Вынесли многие ученые ахли-Сунна хукм о вероотступничестве такого человека.

 

Сказал имам Абу Хасан аль-Ансари аль-Малики, (ум. 568 г.х.), известный факих маликитского мазхаба, когда был спрошен о тех, кто проживают с христианами в их землях и помогают им против мусульман:

 

وأما الذين يتجسسون على المسلمين فالمشهور أن دم الجاسوس مباح ، وأنه يقتل ، ويكون قاتله مأجورا ، وأما إن شهر السلاح مع النصارى ويأتي في عسكرهم ، فهذا القسم قد مرق من الدين ، فحكمه حكم النصارى في دمه وماله

 

«Что же касается тех, которые шпионят против мусульман, то известное мнение в нашем мазхабе — что его кровь дозволена, и он убивается, и кто убил его получает награду.

 

Но что касается тех, которые обнажают оружие против мусульман, приходя к ним в войске христиан, то этот вид — вылетел из религии, и их хукм — хукм христиан в крови и имуществе»

 

Источник: «Ан-Науазиль ас-Сугра», 1/419

 

Сказал шейх уль Ислам Ахмад Ибн Теймия,как передал от него шейх Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман, одобряя и поддерживая его слова:
من جمز إلى معسكر التتر ولحق بهم، ارتدّ، وحلّ مله ودمه

 

«Кто приехал в войско татаро-монголов, и присоединился к этому войскустал муртаддом, и дозволены его кровь и имущество».

 

Источник: «Уюн ар-Расаиль», 1/233

 

Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб в послании шарифу Мекки, разьясняя, с кем он сражается, и кому выносит такфир:
النوع الرابع: من سلم من هذا كله، ولكن أهل بلده مصرحون بعداوة التوحيد، واتباع أهل الشرك، وساعون في قتالهم ويعتذر بأن ترك وطنه يشق عليه، فيقاتل أهل التوحيد مع أهل بلده، ويجاهد معهم بماله ونفسه. فهذا أيضاً كافر، فإنهم لو يأمرونه بترك صوم رمضان ولا يمكنه الصيام إلا بفراقهم فعل، ولو يأمرونه بتزويج امرأة أبيه ولا يمكنه ترك ذلك إلا بمخالفتهم فعل، وموافقتهم على الجهاد معهم بنفسه وماله مع أنهم يريدون بذلك قطع دين الله ورسوله أكبر من ذلك بكثير. فهذا أيضاً كافر

 

«Четвертая категория: Тот, кто свободен от всего упомянутого (т.е. совершает таухид и отстраняется от ширка), однако жители его местности явно враждуют со сторонниками таухида и следуют за сторонниками ширка, стремясь сразиться с ними, и он оправдывается тем, что ему тяжело оставить свою родину, и воюет против сторонников таухида вместе с жителями своей местности, усердствует посредством своего имущества и личным участием, и этот также – кафир.

 

Ведь если они прикажут ему оставить пост в рамадан, и не сможет он поститься, кроме как отделившись от них, то он сделает этот, и если они прикажут ему жениться на мачехе, и он не сможет отказаться от этого, кроме как отделившись от них, он сделает это, а согласие с ними в сражении вместе с ними лично и имуществом, в то время как они хотят этим уничтожить религию Аллаха и Его посланника значительно греховней чем упомянутое выше. И этот тоже кафир.»

 

Источник: «Минхадж ат-тасис уа ат такдис», 1/118

 

Сказал имам Сулейман Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:
أن الموالاة إن كانت مع مساكنتهم في ديارهم، و الخروج معهم في قتالهم، و نحو ذلك. فإنه يحكم على صاحبها بالكفر، كما قال تعالى: (و من يتولهم منكم فإنه منهم)(

 

«Мувалят, когда он совмещается с проживанием с ними в их землях, и выходе с ними на их сражение против мусульман, и тому подобным – выносится на того, кто так делает, хукм о куфре, как сказал Аллах: «Кто берет их в друзья и союзники – тот из них»

 

Источник: «Авсак уро аль-Иман», 1/36

 

И из самых явных далилей на это – история не переселившихся мусульман в битве при Бадре, и то, что Посланник Аллаха не принял от них заявление об Исламе, сказав, что их внешнее состояние было против Ислама.

 

И быть может, мы упомянем подробнее слова ученых об этом в другой раз.

 

И это в общем, а что касается конкретных ситуаций, их анализа, и вынесения хукма на них, то рассматривают их люди обладающие шариатскими знаниями, а не всякие невежды и крикуны.

 

Источник: http://sunnaonline.com/fiq/jihad/1287-2013-11-11-12-08-07

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Дружба и непричастность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s