Приобретение знаний из книг, аудио-лекций и Интернета


Некоторые фетвы ученых о требовании знаний из книг, аудио-лекций и Интернета

 

Вопрос:

Если Толиб аль-Иъльм не может присутствовать в маджлисах знания у Шейха, и берёт знания с помощью кассет, разве в этом будет смысл говорящего: «У того, чьим шейхом была книга, ошибок будет больше чем достоверного». И если такой требует из кассет?


Ответил шейх Усаймин
:

«И если такой не может присутствовать на уроке, и берёт знания с кассет, разве такое заменяет присутствие на уроке или разве говорится на такого, что когда он берёт знания с книг, что у него будет «ошибок больше чем достоверного»?

Ответ в таком случае состоит из трёх степеней:

Первое степень и эта самая высокая, а это брать знаний из уст Шейхов и присутствовать на уроке. И это самая высокая степень и нет в этом сомнения. Так как у человека остаётся след от интонации, голоса и действий учителя, и понимается по причине этого (урок).

Вторая степень — это кассеты. И из кассет слышится голос, но пропадает видение, и это меньше чем видение (присутствие), но в нём благо.

Третья степень — это книги, и в этом есть польза — нет в этом сомнения.

И это три дороги. И в начале не было ничего кроме двух путей (к знанию) и это маджлисы знания или книги. А что касается сегодняшнего дня, то хвала Аллаху появилась срединный путь (кассеты, диски).

А что касается говорящего «Кто знание брал из книги, то ошибок будет больше чем правильного» то это не правильно, то есть смысл его не общий. Так как существуют люди которые читали знание из книг, и достигли много блага.

Но чтение из книг нуждается в большем времени (чем от учителя) и нуждается в понимании, так как начинающий Толиб (студент) иногда понимает фразу в прямой противоположности, что она имеет ввиду и сбивается».

Шейх Усеймин, Ликоат аль-Баб аль-Мафтух 8\233
Спросили у шейха, да смилуется над ним Аллах:
«Некоторые требующие знания ограничиваются тем, что слушают кассеты с записями уроков ученых, достаточно ли этого в получение знаний? И считаются ли они требующими знания? И влияет ли это на их вероубеждение?»

Он ответил сказав:
«Нет сомнения в том, что этих кассет им будет достаточно, чтобы не присутствовать у обладателей знания, если они не могут присутствовать (т.е. на их уроках). А иначе, то поистине, присутствие у обладателей знания полезней, лучше и ближе к пониманию и есть возможность обсуждения (т.е. какого-либо вопроса с ученым или то, что не понятно), но если у них нет возможности присутствовать, то этого им будет достаточно.

Затем, могут ли быть они требующими знания, тогда как ограничиваются только этим?
Мы говорим: Да могут, если человек очень сильно постарается. Так же как и человек может быть ученым, взяв знания из книг.

Но есть отличие между получением знаний из книг и кассет, и между его принятием из уст ученных, напрямую: То, что получение от ученных напрямую, ближе к достижению знаний, потому что это легкий путь и имеется возможность проводить дискуссии, в отличие от слушающего кассеты или читающего, он нуждается в большом труде, чтобы собрать окраины знаний и достигнуть (получить) знания.

А что касается слов спрашивающего: Влияет ли на их вероубеждение то, что они ограничиваются кассетами?
Ответ: Да, это влияет на их вероубеждение, если они слушают кассеты, в которых есть нововведения (бидааты) и следуют им. А если же слушают кассеты ученых, в которых нет сомнений, то это не влияет на их вероубеждение, а наоборот добавит им веры (имана) и уверенности, и следование правильному вероубеждению.
«Сборник фетв и писем (статей, докладов), достопочтенного шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина». Том 26, Аль-фикх, Стр.142-143

 

Шейх Джухани — «Знания из книг и интернета»

Стенограмма:

Шейх Джухани: «Да»
Спрашивающий: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»
Шейх Джухани: «И вам мир и милость Аллаха, и Его благословение»
Спрашивающий: «Как ваши дела, шейх наш?!»
Шейх Джухани: «Хвала Аллаху, мы восхваляем Аллаха!»
Спрашивающий: «О, шейх наш, могу ли я задать вопрос?!»
Шейх Джухани: «Да конечно. Пожалуйста, брат мой!»

Спрашивающий: «Разрешается ли требующим знания, у которых нет возможности обучаться в высших Исламских учебных заведениях, получать знания (слушая) кассеты, (читая) книги, и (используя) интернет? (Ведь) Некоторые братья в нашей стране (Казахстане) говорят: «Необходимо сидеть (для получения знаний) перед учеными, и не достаточно для человека прослушивание кассет и подобного этому»… И да воздаст вам Аллах благом, шейх наш!»
Шейх Джухани: «Да, если человек путешествует (к ученым) с целью приобретения знаний, и сидит перед ними, присутствуя (на их собраниях лично), то, это отлично! А если же (кто-то) не имеет на это возможностей, то (для него) приобретение (знаний) по кассетам, книгам, и через интернет считается тем же сидением (перед учеными). И это сидение является правильным и действительным! (Т.е. приравнивается к тому, что ты сидишь перед ученым) А относительно их слов о том, что (обязательно) человеку отправляться в путешествие, (чтобы сидеть перед учеными), то это (обусловливание) не является правильным! Ведь выходит (из их слов, что те которые не способны посещать ученых), должны остаться невеждами (джахиль), ничего не делая! Не нужно (обращать внимание) и зацикливаться на этом, а нужно проявлять усердие (в приобретении знаний). Хвала Аллаху, сегодня по милости Аллаха, доступны современные средства (для приобретения знаний как кассеты и интернет), и это милость Аллаха для требующих знания! И в них записи (лекций), разъяснения и комментарии шейхов, (и прослушивая их) ты как будто бы сидишь перед ними! И нет проблем в том, чтобы брать из этих записей или интернета, разъяснения (акыды) вероубеждений, фикха и арабского языка.… Это отлично дело! И это требование знаний считается правильным (для тех, кто не способен посещать ученых лично)! Если этого пожелает Аллах!
Спрашивающий: Да воздаст вам Аллах благом и добром!

 

Вопрос шейху Мухаммаду Солиху аль-Мунаджиду на сайте islamqa.com:

Мой путь в приобретении знаний заключается в том, что я читаю научные книги по вероубеждению и слушаю различные аудио-разъяснения шейха Ибн Усеймина, да помилует его Аллах. Считается ли это правильным путем приобретения знаний? И можно ли мне говорить, что шейх Ибн Усеймин или другие шейхи (чьи записи я слушаю) являются моими шейхами, несмотря на то, что я не сидел рядом с ним и не посещал его мечети, а всего лишь слушал его аудио-видео лекции. Да воздаст вам Аллах огромным благом и благословит вас и ваши знания!

 

Ответ:

 

Вся хвала принадлежит Аллаху!

 

Во-первых:

 

Шариатские знания основываются на трех столпах:

1. Заучивание. Под этим мы имеем в виду заучивание легких коранических текстов, пророческих хадисов, научной информации, текстов и мыслей.

2. Понимание. Это понимание общих и частных примеров, понимание их сути и интерпретации.

3. Анализ, вывод и творчество. Все это должно происходить на основе связи между текстами, понимания целей шариата и общих правил различных шариатских наук.

Что касается чтения, присутствия на уроках, слушания записей лекций и вопросов к знающим людям, то все это является лишь средствами достижения этих целей. Чем больше таких средств, тем лучше они достигаются. Нет сомнений в том, что все эти средства очень важны, но если кому-то будет трудно охватить все возможные методы, ему стоит заняться хотя бы теми, которые даются ему легко. Чтение, в особенности, является одним из самых легких методов на сегодняшний день, и оно – самое лучшее и объемлющее из всех способов. Тот, кто будет стараться в чтении и слушании записей лекций, приобретет огромное благо, но с условием, что его целью будут три упомянутые основы, которые он будет стараться развить и развивать в себе путем чтения. Не нужно делать чтение целью, оно лишь средство достижения этих основ.

Все это подразумевает полное внимание в заучивании важнейших моментов из прочитанного, в их повторении время от времени и в их правильном понимании. Также важно стараться обсуждать прочитанное, обсуждать сделанные выводы и при возможности стараться совершенствоваться. Если читатель привыкнет к такому методу чтения, то приобретет желаемую пользу. Если же нет, то пользой чтения станет лишь общее понимание и ознакомление.

 

Во-вторых:

 

Слушание записей лекций также является полезным средством приобретения шариатских знаний. Это заменяет преодоление больших расстояний и путешествий в поисках встречи с учеными и шейхами, а также экономит время, усилия и имущество. В таких записях содержится огромное благо. Подробно об этом сказано в ответе на вопрос №89575.

Шейх Абдуль-Азиз Ас-Сидхан сказал в книге «Ма’алим фи такик’и таляби-ль-‘ильм»: «Клянусь Аллахом, в слушании аудиозаписей есть благо! Однако, многие из нас проявляют небрежность в этом, а причина этой небрежности заключается в отсутствии распорядка времени. Я читал асар относительно этой темы о том, что наши праведные предшественники говорили: «За знаниями надо идти, они не приходят сами». Сегодня же за ними ходят, также как они сами приходят к нам посредством этих записей (дисков, кассет), которые помогают приобретающим знания. Многие из тех, кто слушал их, упомянули огромное благо, заключенное в них. Я тоже получил много пользы от них. Говорю это, упоминая блага Аллах.

Ас-Сан’ани, да помилует его Аллах, сказал в своем произведении о хадже: «Тот, кто не пробовал, не знает своих возможностей. Попробуй и ты поймешь, что мы были правы в том, что сказали…»

Разве не является благом Аллаха для тебя то, что знания могут быть с тобой при прогулке, когда ты лежишь на кровати и когда сидишь за столом? Если кто-либо из нас выберет аудиозаписи и упорядочит время для их прослушивания в машине или дома, то найдет в этот огромное благо.

Как-то я рассказывал о молодом парне, который выучил Коран наизусть в первую очередь по милости Аллаха и, во-вторых, по причине этих записей. Он сказал, что слушал чтение шейха Мухаммада Сыддика аль-Миншауи два полных года. Каждый раз, когда запись заканчивалась, он включал ее снова, пока его язык не привыкал к Корану.

Не отдаляй это от себя и упорядочи свое время. Упорядочи эти записи для прослушивания и не начинай слушать следующую запись, пока не завершишь первую. Если ты не извлечешь всей пользы от записи, то прослушай ее снова и снова, много раз.

Если ты хочешь рассчитать время, которое ты тратишь, то посмотри на время твоей ходьбы и посмотри, сколько ты сможешь прослушать записей. Если одна запись длится час или полтора часа, то это время, на которое никто из нас не обратит внимания, если не заметит его. Поэтому установи для себя время, в котором ты будешь слушать аудиозаписи во время ходьбы. Ведь наступило время, когда увеличились расстояния между домами и дворами, умножились прогулки и поездки из-за работы или визитов, как визиты к близким и братьям по вере, а также поездки для исполнения домашних нужд. А после старайся сохранить такой порядок и ты увидишь, что выходя из машины, ты услышал много полезного.

Я упомянул эти примеры, потому что они являются распространёнными в наши дни и в них заключено много пользы, и потому, что знания наших шейхов и наших больших учёных сохранены в этих записях. Они продаются по самым низким ценам, и каждый из нас может слушать их в любое время.

Я знаю братьев, которые не присутствуют на уроках из-за занятости на работе, но они заменили их слушанием этих записей и Аллах даровал им пользу посредством них».

 

В-третьих:

 

Слово «шейх» ученые хадиса использовали в значении «передатчик» (ар-рауи), то есть тот, кто передал хадис другому. Он становится его шейхом, а тот его учеником, даже если он услышал от него всего лишь один хадис.

Многие современные ученые используют слово «шейх» в отношении ученых, рядом с которыми проводят время студенты, берут от них знания, истинный путь, их качества, и проводят с ними такое время, при котором осуществляются цели изучения фикха. Скорее всего эта терминология является более приемлемой в наше время. Опираясь на это, можно сделать вывод, что тому, кто хочет назвать какого-либо ученого своим шейхом, следует соблюдать уважение к тому смыслу, которое несло это слово на протяжении веков. А соблюдение уважения будет выражаться в правдивости и отсутствии путаницы. Тебе не следует называть кого-либо из ученых своим шейхом, потому что многие могут понять под этим, что ты держался его, присутствовал при нем и взял от него многое, тогда как лично от него ты ничего не слышал или не присутствовал на его уроках, кроме как малое время, а возможно ты вообще не видел его. Если кто-либо введет слушателей в подобную путаницу, то велик риск, что его может охватить хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто хвастается тем, чего у него нет, подобен тому, кто надел две одежды лжи» (Аль-Бухари 5219, Муслим 2129).

Имам Ан-Навави сказал в книге «Шарх Муслим»:

«Ученые сказали: Смысл этого хадиса следующий: тот, кто много говорит о том, чего у него нет, при этом заявляя, что он обладает этим, часто повторяя об этом людям, и украшается ложью, является порицаемым».

Что касается использующего слово «шейх», имея ввиду, например, шейха Ибн Усеймина, да помилует его Аллах, и слышащие знают, что он подразумевает под этим: что он слушал его лекции и записи, а не присутствовал на его уроках и реально находился с ним, то тогда в этом нет проблем. Он не подделал истину и не рассказывал о том, чего не было. Шейх Сыддик Хасан Хан аль-К’аннуджи, родившийся в 1248 году по хиджре, передавал знания от имама Аш-Шаукани, который умер в 1250 году хиджры, и говорил: «Сказал наш шейх». Этим он не имел ввиду настоящее ученичество, потому что Аш-Шаукани умер, когда ему было лишь два года. Этим он подразумевал ученичество в чтении и книгах. Аль-К’аннуджи занимался изучением его книг и знаний, а также последовал по ним его манхаджу.
Для получения более подробной информации обратитесь к ответам на вопросы №: 1813, 10124, 20191, 22330.

Аллаху обо всем этом известно лучше!

 

Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид, перевод: Умар Бутаев [islamcivil]

 

Подготовлено Sestram.com

Реклама

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Обучение. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s