Что значит «иметь хорошие мысли об Аллахе»?


Некоторые полагаются на хадис Порока, да благословит его Аллах и приветствует, который передал, что Господь сказал:

«Поистине, Я в хороших мыслях раба обо Мне. Пусть он думает обо мне что пожелает». (Ахмад, Ибн Хиббан, хадис сахих)

То есть Аллах говорит, что будет действовать согласно тому, что думает о Нем человек.

Нет сомнения в том, что хорошие мысли бывают только с благими деяниями, и, поистине, благочестивый праведник всегда в хороших мыслях о своем Господе, Который воздаст ему за его праведные дела и не нарушает Свое обещание, и примет его покаяние.

Однако грешник, продолжающий упорствовать в больших грехах, в несправедливости и неподчинении, не может иметь хорошие мысли о Всевышнем, так как совершение ослушаний, несправедливости и запретов препятствуют хорошим мыслям о Господе.

Это мы и наблюдаем у людей. Не соберутся никогда в одном человеке откровенно скверные мысли вместе с хорошими мыслями. Поистине, плохие мысли захватывают непослушного человека полностью, а имеющие самые лучшие мысли о своем Господе — это наиболее послушные Ему.

Как сказал Хасан Басри: «Верующий думает хорошо о своем Господе и начинает совершать хорошие деяния, а распутник, который думает плохо о своем Господе, совершает плохие деяния». (Привел имам Ахмад в книге «Зухд»)

Так как же он будет думать хорошо о своем Господе в то время, как он избегает Его, и попал под Его гнев, совершая то, что гневит Его, подвергаясь Его проклятию. Ведь было легким для человека соблюдение Его прав и повелений, а он оставил их. И было легким для раба отказаться от грехов, а он стал их совершать и упорствовал в этом.

И как же раб будет хорошо думать о Своем Господе, когда он уже начал враждовать с Ним и стал дружить с Его врагами; и стал отрицать атрибуты Его совершенства; и стал плохо думать о том, чем Он Себя описал и чем описал Его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? И стал предполагать, что был в заблуждении и неверии.

И как же раб улучшит свои мысли, если он думает так же как и те, которые полагают, что Он не разговаривает, не приказывает, не отвергает, не удовлетворяется, и не гневится. Ведь Аллах уже сказал в Коране о тех, кто сомневается в том, что Его слух улавливает все, а это тайны:

«И это— ваша мысль, которую вы думали о вашем Господе,— она погубила вас, и вы оказались в числе потерпевших убыток». (Сура «Разъяснены», 23 аят).

И когда они подумали, что Всевышний Аллах не знает большинство из того, что они делают, это и было их плохой мыслью об их Господе. Погубила их эта мысль, и так будет с каждым, кто будет отрицать атрибуты Его совершенства, и описания Его величия, и кто описывает Его тем, что не подобает Ему.

Если же он думает, что это введет в рай, то это только обольщение и самообман, и внушение от шайтана. Это нельзя назвать хорошими мыслями о Господе.

Подумай над этой темой и подумай о сильной потребности в ней!

Так как же зародится в сердце раба уверенность в том, что он встретит своего Господа, и что Аллах слышит Его слова и видит его место, знает его скрытое и явное; что ничто не скроется от Него из его дел; что, поистине, он находится перед Ним, ответственный за все, что делает, а он продолжает находиться под Его гневом, оставляя Его повеления, нарушая Его права, и после всего этого старается думать хорошо о своем Господе? Ну, разве это не самообман и ослепленное желание?

Сказал Абу Умама Сахль ибн Хунайф: «Как-то зашли я и Урва ибн Зубайр к Айше, да будет доволен ею Аллах, и она сказала:

«О, если бы вы видели Посланника Аллаха при его болезни. У меня было тогда шесть динаров или семь, и повелел мне Посланник Аллаха расстаться с ними, а меня все тревожили его боли (т.е. она ухаживала за ним и не могла отвлечься), пока Аллах не исцелил его.

Затем он спросил меня о них, сказав: «Что ты сделала? Ты рассталась с этими шестью динарами?»

Я ответила: «Нет, я была занята твоей болью».

Тогда он приказал принести их, затем, положив в свои ладони, сказал: «Какие же мысли были бы у Пророка Аллаха о Всевышнем, если бы он встретил Бога с этими динарами?». (Ахмад, Ибн Хиббан)

В других словах: «Чтобы думал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, о своем Господе, если бы встретил Аллаха с ними».

О Боже! Так что же думают об Аллахе те, которые совершают большие грехи и несправедливости? Как они встретят Его со своими несправедливостями по отношению к рабам?

Если же они думают, что они спасутся говоря: «Мы улучшили свои мысли о Тебе, думая, что Ты не накажешь несправедливого и распутника»… Ну, что же, тогда пусть раб делает все, что пожелает, и совершает все, что запретил Аллах; и пусть он улучшит свои мысли об Аллахе, если уверен, что ад не коснется его.

Свят Аллах, до какого же ослепления доходит раб?

Ведь сказал Ибрахим своему народу: «Ложь ли богов, помимо Аллаха, вы желаете? Что же вы думаете о Господе миров?» (Сура «Стоящие в ряд», 86—87 аяты)

То есть, что вы думаете о Нем, и что Он сделает с вами после того, как вы Его встретите, поклоняясь другому божеству?

Кто задумается над этой темой по-настоящему, тот поймет, что хорошие мысли об Аллахе — это так же и хорошие деяния раба, за которые Господь воздаст ему. Это побуждает раба к хорошим деяниям. И то, что побудило его к хорошим деяниям — это хорошие мысли. Всякий раз, когда он будет хорошо думать о своем Господе, будут улучшаться его деяния и они будут приняты.

В противном случае, хорошие мысли наряду со следованиями за страстями — это бесполезность, как сказано в хадисе, приведенном у Тирмизи и в «Муснаде» от Шаддада ибн Ауса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Находчивый тот, кто подчинил себе свои страсти и совершал деяния, готовя их к тому, что после смерти. А беспомощный тот, кто последовал за своими страстями и пребывал в забвении пред Аллахом». (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, Табарани)

Некоторые могут сказать, что хорошие мысли — это обширность прощения Аллаха, Его милости, щедрости, и что Его милость опережает Его гнев, и что не будет Аллаху пользы от наказания, и не помешает ему Его милость.

Сказано: Да, именно так! Аллах над всем вознесен, Великий, Благородный, Щедрый, Милостивый. Однако все это Он расставил по своим местам. Поистине, Всевышний Аллах описан мудростью, величием, честью, мощной силой. Он наказывает тех, кто заслуживает этого.

И если бы опора хороших мыслей была бы только на Его имена и качества, тогда равны были бы праведник и распутник, верующий и неверный, Его приближенные и Его враги.

Не дадут пользы грешнику Его имена и атрибуты, ведь он оказался под Его гневом и подвергся Его проклятию, и потерпел убыток, и нарушил Его неприкосновенность.

А хорошие мысли дадут пользу тому, кто покаялся, сожалел над содеянным, отказался от плохих дел, и заменил свои плохие поступки хорошими. И кто всю оставшуюся жизнь направил на благие дела и повиновения, а затем после этого улучшил свои мысли, это и является хорошей мыслью, а что было до этого упомянуто, оно является обольщением. Да упасет нас Аллах от этого.

Дорогой читатель, не считай, что я растянул этот раздел книги. Поистине, потребность к этому разъяснению очень велика для каждого. Это разница между хорошими мыслями об Аллахе и обольщением.

Так, Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, те, которые уверовали и которые выселились и боролись на пути Аллаха, те надеются на милость Аллаха». (Сура «Корова», 218 аят)

Тем самым Аллах сделал их надеющимися, а не распутниками гнусными, и сказал:

«Потом, поистине, твой Господь к тем, которые выселились после испытания, а затем боролись и терпели, — поистине, твой Господь после этого прощающ, милосерд». (Сура «Пчелы», 110 аят).

Аллах сообщает, что именно только после совершения этих вещей Он Прощающий, Милосердный для тех, кто их совершал.

Поистине, ученый направляет свою надежду в нужное для этого русло, а соблазненный невежда связывает свою надежду с пустым.

Уже разъяснилась разница между хорошими мыслями и обольщением, если хорошие мысли способствуют к деяниям и побуждают к ним, то это правильное, но если они призывают к бездеятельности и погруженности в грехи, то это обольщение.

Хорошие мысли — это надежда; и тот, кого надежда ведет к повиновению, и удерживает от ослушаний, у того правильная надежда, но если бездеятельность облекается в надежду и ведет к бездействию и пренебрежению, то он обольщенный.

Если один человек, имея землю, надеется, что она вернется ему плодородной, даст пользу, и оставил ее пренебрежительно, не посеял на ней, не вспахал ее, но улучшил свои мысли, что она будет плодородной без вспашки, посева и поливки, то люди посчитали бы его бестолковым глупцом.

И также, если он улучшит свои мысли, и усилится его надежда на то, что у него появится ребенок без полового акта, или стать самым знающим своего времени без поиска знаний, не учась и не отдавшись этому всецело и т.д.

Также тот, кто улучшит свои мысли и усилится его надежда на успех, что он получит высокий уровень в раю и вечное благосостояние, но в то же время он не подчиняется и не приближается к Всевышнему Аллаху, Его повелениям и не сторонится Его запретов. Мы просим у Аллаха помощи от всего этого.

Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, те, которые уверовали и которые выселились и боролись на пути Аллаха, те надеются на милость Аллаха, — ведь Аллах прощающ, милосерд». (Сура «Корова», 218 аят),

Вдумайся, каким Он сделал их надежду наряду с их повиновением?!

Сказали обольщенные: «Поистине, оставляющие права Аллаха, относящиеся к ним пренебрежительно, отменяющие Его повеления, притесняющие Его рабов, осмелившиеся на Его запреты, они и надеются на милость Аллаха».

Секрет этой проблемы: поистине надежда и хорошие мысли бывают только с совершением причин, содержащих мудрость Аллаха в Его законах и предопределениях, Его воздаяниях и щедростях, и после совершения рабом этих вещей, он должен улучшить свои мысли о своем Господе, и надеяться на Него, что Он не оставит его; и чтобы Он сделал эти деяния связью тому, что ему даст пользу, и удалит от Него то, что противоречит этому и уничтожит ее следы.

Ибн аль-Каййим аль-Джаузи, «Болезнь и исцеление»
Подготовлено Sestram.com

Реклама

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Акыда с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s