Кому достается ребенок в случае развода?


Фатуа шейха Мухаммада ибн Ибрахима Али Шейха

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Ребенок в Исламе имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если же они в разводе, то ребенок остается с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в ее опеке. Исключением из этого являются те случаи, когда мать не может воспитывать ребенка – если она не обладает здравым рассудком; если здоровье не позволяет ей дать ребенку нормальное воспитание; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведет непристойный образ жизни. В этих случаях ребенок отдается на воспитание отцу или другому близкому лицу.

Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына ‘Асыма. Однажды Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался возле мечети, Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребенка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, Умар сказал: “Это – мой сын”. То же самое сказала бабушка ребенка. Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его ей”, — и Умар не стал возражать ему.[1]Об этом сообщил Малик в “аль-Мууатта”.


По словам Ибн аль-Къайима, впоследствии, во времена своего правления, Умар выносил решение на основании этого суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал против этого.

Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).

Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребенок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет – в зависимости от разных обстоятельств.

Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку. Абу Давуд передал со слов Абу Хурейры, что однажды в такой ситуации пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.

Передают, что такое решение выносили Умар, Али и Шурейх. Это мнение также разделяли ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов. Тем не менее, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет категоричного суждения по этому поводу. Поэтому окончательное решение о том, с кем будет жить ребенок, ложится на плечи судьи. Он обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства.[2] В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.

А Аллаху ведомо обо всем лучше

 ____________________________________________
[1] Ибн Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка».Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис хороший.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж”.См. «Шархуль-мамти’» 6/26.

[2] Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: “Спроси ребенка о причине такого выбора”. Судья спросил, и ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка”. См. “Найлюль-аутар” 6/296.

SunnaOnline.com 

Реклама

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Воспитание детей с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев на «Кому достается ребенок в случае развода?»

  1. AmatuLlah:

    ДжазакумуАллаху хайран! СубханаАллах, а я всегда думала, что после 7 лет ребенка необходимо вернуть отцу, оказывается, это не так. МашаАллах

  2. Mikail:

    Вероятно, написавший эту статью забыл о Слове Аллаха в Кур’ане, где говорится, что в случае развода, женщина может оставаться в доме мужчины и кормить ребёнка, пока он нуждается в кормлении молоком, при этом мужчина должен обеспечивать её, но ежели она не согласна, то кормить для него будет другая. Имеется ввиду, что мужчина может нанять кормилицу. Это вполне нормальное явление для мусульман. Я не помню точно суру и айят, чтобы прямо сходу указать на эти слова, но кому интересно, может поискать. Здесь же женская позиция в этом вопросе отстаивается.

    • Очень сомневаюсь, что шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх забыл о каком-то аяте из Корана на этот счет. Приведите доказательства из Корана и сунны или слова ученых.

      • Mikail:

        Если это слово в слово слова шейха, то возможно, есть разъяснение их, о котором я не знаю. Но в Кур’ане сказано ясно в суре Развод 6 айят.
        Приведу перевод Кулиева, на арабском вы сами найдёте.

        «Поселяйте их там, где вы живете сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему. Если же вы станете обременять друг друга, то кормить для него будет другая женщина.»

        Как нужно интерпретировать эту строку, чтобы не пойти в разрес с написанным вами?
        Также в Кур’ане не однократн говористья, что женщина не равна мужчине, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины.
        А то что вы приводите, это рваньё отдельных предложений из айатов и хадисов. Если приводите айат, то приводите полностью.
        Совершенно некрасиво делаете.
        Может невежественному человеку и хватит запудрить мозги, не уж то вы думаете, что мусульмане читающие не поправят вас?…

        Вы ещё возимте слова «Горе молящимся…» без продолжения, и давайте развейте, как некоторые чумаходы делают…
        Не уж то думаете, что за игру словами Аллаха не будете спрошены?…

        • Ну во-первых, совершенно непонятны ваши обвинения в нащ адрес, что мы вырвали аяты и хадисы из контекста, играем словами и прочее. Я повторяю — это фетва шейха Мухаммада ибн Ибрахима Али Шейха, а не наши слова.

          Во-вторых, вы спрашиваете, как истолковать этот аят. Я вам отвечу — не надо его истолковывать, мы с вами не муфассиры, чтобы этим заниматься. Надо обратиться к тафсиру ученых. Посмотрим, что пишет шейх ас-Сади в тафсире к этому аяту:

          «6. Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему. Если же вы станете обременять друг друга, то кормить для него будет другая женщина.

          أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنتُم مِّن وُجْدِكُمْ وَلَا تُضَارُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُوا عَلَيْهِنَّ وَإِن كُنَّ أُولَاتِ حَمْلٍ فَأَنفِقُوا عَلَيْهِنَّ حَتَّى يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ وَأْتَمِرُوا بَيْنَكُم بِمَعْرُوفٍ وَإِن تَعَاسَرْتُمْ فَسَتُرْضِعُ لَهُ أُخْرَى

          Ранее уже упоминалось о том, что Аллах запретил мужьям в течение установленного срока выгонять разведенных жен из домов. В этом аяте Всевышний повелел им обеспечивать разведенных жен жильем и поселять их в таких же домах, в каких они живут сами, в зависимости от их материального состояния.

          Не причиняйте им вреда, желая стеснить их, не относитесь к ним грубо ни словом, ни делом, надеясь на то, что они устанут от вашего насилия и сами уйдут из дома еще до истечения установленного срока. В этом случае вы окажетесь изгнавшими их вопреки приказу Аллаха. Таким образом, Господь запретил мужьям выгонять разведенных жен, запретил женам выходить из их домов и велел мужьям относиться к женам по-доброму, не причиняя им зла и не причиняя неудобств.»

          Вот что имеется ввиду под словами «Поселяйте их там, где вы живете сами». То есть разведенная женщина живет в доме мужа до истечения срока идда, но никак не то, что разведенная женщина живет в доме с бывшим мужем после истечения срока идда. Это недопустимо по шариату, так как они друг другу больще не являются махрамами, а значит их совместное проживание запрещено.

          Смотрим дальше:

          «А если разведенные жены будут беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Это относится даже к тем женам, развод с которыми окончателен, а брак не подлежит возобновлению. В этом случае на мужа ложится материальная ответственность только за ребенка, которого носит его мать. Если же развод неокончательный, то муж обязан содержать и разведенную жену, и ребенка, которым она беременна, вплоть до его рождения.

          После того, как мать родит ребенка, она может самостоятельно вскармливать его грудным молоком, а может и отказаться от этого. Если они кормят грудью ваших детей, то платите им заранее оговоренное материальное вознаграждение. Если же сумма этого вознаграждения не была оговорена, то выплачивайте достойную этого труда награду и совещайтесь между собой, и пусть супруги прислушиваются к благим советам друг друга и следуют тому, что принесет им пользу и выгоду как в этом мире, так и в Последней жизни.»

          Да. И это именно то, о чем сказал шейх в фетве:

          «Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).»

          И обратите внимание, он приводит в доказательство этот же аят, о котором как вы сказали, он «забыл»…

          Так что никакого противоречия между аятом и тем, что сказал шейх в фетве, нет.

          • Mikail:

            Конец айата говорит о том, что ребёнок остаётся за мужчиной, если женщина нарезает и не хочет оставаться в доме мужчины, когда разрешилась от бремени. И гнать приводить эти слова к российской действительности не нужно. Мужчина забирает ребёнка и воспитывает его, одевает, обувает, кормит. А не как вы хотите, чтобы мужик бы дойной коровой, а женщина ростила ему врагов. Навидался я братьев мусульман, которые развелись с жёнами, видятся с детьми по выходным, всячески их балуют, а те (дети) ведут так себя по отношению к отцу, как буд-то бы он их говно жрать заставляет…
            Портите общество, потокая несправедливым женщинам. И затыкаете рот мусульманам род, словами: «Это фетва учёного…»
            Если мужчина справедливый, и способен ухаживать за детьми… А он способен ухаживать за детьми, если у него несколько жён, т.к. детей можно отдать другим покорным жёнам на воспитание. …Дети в такой ситуации остаются за мужчиной. Об этом ясно сказано в Кур’ане.
            А про то что ребёнку лучше с матерью… Так ребёнок в грудном возрасте способен только пить молоко и испражняться, и то его будет кормить и мыть ему жопу, ему совершенно безразлично. Главное, чтобы это выполнянлось своевременно.

            Разкоговор заходит в тупик. В вашей статье тепичная женская позиция.

            • Нигде в конце аята не сказано, что ребенок остается с отцом. Вы свои тафсиры оставьте при себе, как и свой грязный язык, аузубиЛЛях. Всего хорошего.

  3. Зуль Карнайн:

    Джазакуму Ллаху хайран за ваш труд! Пусть Аллах наградит вас вершиной Рая-Фирдаус.Амин

  4. Selima:

    As salamu aleykum. Ya v razvode uje 3 goda, u nas dvoe docherey, starshey 7 let, mladshey 4 goda. V dannoe vremya ya sobiraüs vyiyti zamuj, i doljna li ya otadat’ detey rodnomu otcu, esli on ne v islame, i ne bogoboyaznennyiy chelovek, vedet ne pristoynyiy obraz jizni? Za 3 goda on nirazu ne navestil detey i ne pointeresovalsya o nih. Kogda myi razvelis’ ya prosila ego prinimat’ uchastie v ih vospitanii i videtsya s nimi, no on za 3 goda etogo ne zdelal, hotya byil u nego dostup i vozmojnost’ dlya etogo. Est’ li isklüchenie v shariate? Mogu li ya vyiyti zamuj ne otdavaya detey otcu? Chelovek za kotorogo ya vyihoju zamuj, bogoboyaznenniy musulmanin. Mojet li on stat’ opekunom moim detyam ?

    • Уаалейкум ассалям, если их отец кафир, то конечно вы не должны отдавать их ему. Вам нужно обратиться с вашим вопросом к требующим знания в вашей местности.

  5. УммМарйам:

    субhaналлаh да чего дошли, какое сквернословие…Ислам идеален это люди не идеальные….

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s