Действителен ли развод в гневе?


Вопрос: Ассаламу алейкум. Действителен ли развод в состоянии гнева? Барака Ллаху фикум.

Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи.Ученые разделили состояния гнева на три степени: 

1. Крайне сильный гнев когда человек не соображает что говорит, как сумасшедший, или бредящий во сне
2. Легкий, небольшой гнев, когда человек понимает что делает, оценивает что говорит, в общем не теряет состояния адекватности
3. Сильный гнев, однако не доходящий до состояния полной потери разума, и хотя его чувства спутаны, и рассудительность покинула его, и его гнев силен, однако он понимает, что говорит, и его разум не отошел полностью.

В первом случае толяк считается недействительным, и втором случае толяк считается действительным, по единогласному мнению (см. «Маджму аль-фатауа Ибн Баз, 15-27)

Что же касается третьего, то здесь есть разногласие между учеными, и как нам видится, мнение о том, что в таком случае толяк считается действительным, является более верным из слов ученых.

— Передал аль-Бейхакы, Ибн Аби Хатим, Ибн Хиббан, и другие, в истории ниспосылания суры «Аль-Муджадиля», что муж Хувейлии бинт Салябы сказал ей, будучи в гневе: «Ты для меня как спина моей матери», а эта фраза, которую арабы в джахилии использовали для развода, и пришла она с этим к Пророку, и он сказал ей: «Считаю, что ты стала запретной ему», а затем Аллах ниспослал аят и заменил хукм «зихара» (джахилийский развод, когда арабы обьявляли женщину запретной для себя) с толяка на искупление. (см. тафсир Ибн Аби Хатим, 18840, Ибн Джарир, 5-28, Бейхакы, 15639, и др, и данная история иснад ее мурсаль, но ей много подкрепляющих свидетельств, и назвали многие ученые это достоверным по сумме цепочек)



Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: «И этот мужчина обьявил ее запретной в состоянии гнева, и в то время Посланник Аллаха считал «зихар» толяком, и сказал: «Воистину, она стала запретной для него по этой причине», то есть: случился для него толяк, а когда сделал Аллах для зихара искупление, обязал его Посланник Аллаха искуплением, однако не аннулировал его» см. «Джам аль-улюм уаль хикам», 18-20

— Пришел к Ибн Аббасу человек, и сказал: «Воистину, я развел свою женщину трижды, и я был в сильном гневе». И сказал ему Ибн Аббас: «Я не могу тебе разрешить то, что запретил тебе Аллах. Ослушался ты твоего Господа, и запрещена тебе твоя жена» Даракутни, 3882, сказал Ибн Роджаб аль-Ханбали: «Иснад достоверен на условиях Муслима»

И если скажет говорящий, что в данных риваятах не упоминается, какой именно вид гнева, то ответ
будет, что если оставлено разьяснение, то понимается на обобщенности, как известно по усулю, затем вышел отсюда по другим доказательствам случай толяка, данного в состоянии, когда разум уходит и не понимается смысл слов, и остались два других случая, что и требовалось доказать.

Сказал имам Ас-Сауи аль-Малики: «Действителен толяк разгневанного, даже если стал сильным его гнев, в противоречие некоторым. А заявление о том, что это из раздела икраха — ложное! И все это до тех пор, пока не скроется его разум, так, что он не будет чувствовать, что исходит от него, и воистину в такой ситуации он как маджнун» см. «Бальгату ас-салик», 2-351

Более того, даже с точки зрения логики, если бы толяк в состоянии гнева не был бы действительным, то не был бы действителен вообще ни один толяк, поскольку как правило не происходит развод, иначе чем в гневе, и каждый бы утверждал о своем гневе и недействительности развода!

Сказал Ибн Ас-Сайид: «Если бы было так, то не был бы действительным толяк ни у кого! Поскольку никто не разводит, пока не разгневается!» см. «Аунуль мабуд», 5-76

Сказал имам Аз-Заркани: «Утверждение о том, что подразумеваемое под аль-игляк (в хадисе «Нет толяка, кроме как при «аль-игляк») — гнев, слабое, поскольку развод у людей как правило происходит в состоянии гнева, и если бы было разрешено недействительность толяка разгневанного, то была бы у каждого возможность заявлять: «Я был в гневе, и недействителен мой толяк», и это — ложь! И достоверно от Ибн Аббаса и Аиши их мнение, что является действительным толяк в гневе, и давали заключение об этом все сподвижники» см. «Шарх аз-Заркани», 3-280

Поэтому, как уже упоминалось, обязательно мусульманам подходить к вопросам развода со всей серьезностью, и сдерживать свой гнев, и достоверно пришло от Пророка, что он сказал: «Не тот силен, кто часто побеждает, а тот, кто владеет собой при гневе» см. Муслим, 4724, Бухари в «Адаб аль-муфрад», 1317, иснад достоверен

 

 

И в заключение — хвала Аллаху, Господу Миров!

//

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Брак с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев на «Действителен ли развод в гневе?»

  1. Сумайя:

    Ассаламу алейкум! А действителен ли талак данный мужем жене в состоянии алкогольного опьянения и в гневе? При том что человек все соображал, что говорил?

    • Уаалейкум ассалям сестра, про развод в гневе подробно расписано в этой статье, перечитайте еще раз. Состояние пьяного человека расценивается так же как и состояние человека в гневе — главный критерии — наличие или отсутствие понимания того, что произносится. Если у человека настолько сильный гнев или такое сильное опьянение, что он его рассудок ушел, то его развод не действителен. Если человек понимает, то развод действителен.

  2. Сумайя:

    Ассаламу алейкум, уа рахмутаЛлахи, уа баракатуху!
    Джазак Аллаху хайран. А можно ли мусульманке жить с алкоголиком, который переодически ее бьет, который то читает, то не читает намаз, не стремится получатьзнания, отрицательно влияет на детей, или все таки нужно продолжать терпеть и делать дуа Аллаху? Просто сил иногда не хватает…

    • Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух сестра, если вы имеете можно ли мусульманке быть замужем за таким человеком, то можно то можно. Мусульманке нельзя быть женой только кафира. Но вопрос в том — нужно ли ей жить с таким человеком? Употребление алкоголя, халатность к намазу — все это является уважительной причиной для развода.

  3. АМИНА:

    САЛАМ АЛЕЙКУМ!!!СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,МНЕ МУЖ В СОСТОЯНИИ (КАК УЖЕ ВЫШЕ ГОВОРИЛОСЬ,ТРЕТЬЕГО СТЕПЕНИ ГНЕВА)СКАЗАЛ,МОЖЕШЬ ИДТИ КУДА ХОЧЕШЬ И ДЕЛАЬ ЧТО ХОЧЕШЬ.ВОТ ТАКОЙ ТАЛАК ДЕЙСТВИТЕЛЕН ЛИ?НО СПУСЯ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ Я СКАЗАЛА,ЧТО ТЫ МНЕ ДАЛ РАЗВОД,ОН ОТВЕТИЛ,ЧТО Я НЕ ДАВАЛ ТЕБЕ РАЗВОДА,ТЫ МЕНЯ ПРОСТО РАЗГНЕВИЛА.БЛАГОДАРЮ ЗАРАНЕЕ ЗА ОТВЕТ!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s