Является вступление в брак обязательным или желательным?


Обязателен ли брак для того, кто имеет физическую и материальную возможность или же он для него желателен?

 

Говорит Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах: «Является обязательным жениться или взять рабыню для каждого способного на половое сношение, если он находит для этого средства. Если же он не является способным, то пусть увеличит пост». Аль-Мухалля, вопрос 1815 9/573. Затем он привел в доказательство на обязательность аяты и хадисы, побуждение к бракосочетанию в которых пришли в приказательной форме.

 

И как это известно из науки основы фикха, то что если в Коране или Сунне пришел приказ и ничто не указывает на то, что этот приказ не является обязательным, в этом случае приказанное является обязательным.

 

Также ученные, говорящие об обязательности брака для способного, мотивировали это тем, что в оставлении брака есть много плохих последствии и сторон: уподобление монахам, уменьшение числа мусульман, что ведет к их ослаблению, оставление женщин без мужей и так далее. Также это мнение некоторых ханбалитских ученных и одно из мнений имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах, см. аль-Мугнии 2/1582.

Большинство же ученных пришли к мнению, что брак для человека способного его совершить физически и материально, и не боится в случае если он его оставит попасть в прелюбодеяние, то этому человеку жениться желательно. И они ответили на аргументы первой стороны следующим образом.

 

Говорит имам Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, после того как привел мнение первой группы ученных: «Наше же доказательство на желательность брака способному на него — это то, что Всевышний Аллах, когда приказал нам жениться, связал этот приказ с нашим желанием (выбором). Он сказал: «Женитесь на той, кто вам нравится из женщин». А обязательность не может останавливаться на нашем желании (т.е. если бы это было бы обязательно, то это не было бы оставлено на выбор нам). Также слова Аллаха: «Женитесь на двух и трех и четырех», не является обязательным жениться на двух или трех или четырех по единогласному согласию ученных. Значит, все это указывает на то, что приказ жениться не является обязательным, однако является желательным. Также, что касается хадиса, приказ в нем не является обязательным. Или же является обязательным для того, кто боится попасть в грех если оставит брак». см. аль-Мугний 2/1582.

 

У каждой группы ученных есть еще свои доказательства в пользу своего мнения. Однако я ограничусь здесь лишь тем, что поможет приоткрыть немного этот вопрос.

 

Вот еще несколько слов ученных касающиеся того, к кому обращен приказ жениться.

 

Говорит аль-Касаани, да смилуется над ним Аллах: “Нет разногласия в том, что брак является обязательным при сильном желании его. Тот, кто имеет сильное стремление к женщинам, и не способен терпеть, и он в то же время способен на калым и расходы на семью и вместе с этим не жениться, нет разногласия в том, что этот человек грешник.” Бадиу Ас-Санауии 2/228

 

Говорит автор ад-Дураль Мухтар: “И будет брак обязательным при сильном желании и если же он уверен в попадании в прелюбодеяние, то это становится еще более обязательным.” Хашияту ибн Абидейи 6/3

 

Говорит Ибн Абидин, да смилуется над ним Аллах, в комментарии этих слов: “То, что является средством для оставления запрещенного, является обязательным (т.е. оставление прелюбодеяния является обязательным и совершение его запрещенным, поэтому то средство, которое будет причиной оставления прелюбодеяния, является обязательным, а в этом случае брак, если у него есть материальная способность, обязателен).” Хашияту ибн Абидин 6/3

 

Говорит Ибн АбдульБар, да смилуется над ним Аллах: “Брак не является обязательным кроме как для того, чье желание к браку сильно усилилось, и он является способным на него.” Анафи фи фикхи ахль аль-мадинах 2/519

 

Говорит Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах: “Известное мнение в мазхабе то, что брак не является обязателен кроме как для того, кто боится попасть в запретное если оставит его. В этом случае он обязан браком, и это мнение большей группы ученных по фикху.» Аль Мугнии 1/1582

 

Привел имам Шаукани, да смилуется над ним Аллах, слова имама аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, который сказал: “Способный на брак мужчина, который боится вреда для своего здоровья или религии если не женится и этот вред не уйдет от него кроме как через брак, никто не разногласит в обязательности брака для него.” см. Найлу аль-Аутар 6/111

 

Как это стало ясно, ученные не расходятся в обязательности брака для боящегося попасть в грех и обладающего материальной возможностью, так же тот, кто имеет желание, однако не боится попасть в запретное при этом имеющий средства позволяющие ему совершить брак, мнение большинства ученных заключается в том, что для такого человека брак является желательным.

 

Из книги «Положения брака в Исламе», часть 1,
АбдуЛлах Абу АбдурРахман
Скачать часть 1 http://www.tayhid.lact.ru/uploads/www_tayhid_lact_ru/basic_upload/271071/Brak_v_Islame_1.doc

Скачать часть 2 http://www.tayhid.lact.ru/uploads/www_tayhid_lact_ru/basic_upload/271073/Brak_v_Islame_2.doc

 

Реклама

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Брак с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s