Совмещение намерения возмещения поста с дополнительным постом в десять дней Зи ль-Хиджа


Вопрос:

Ассяламу алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху. Срочный вопрос. По причине слабости здоровья у меня накопилось множество долгов поста. За три беременности у меня накопилось свыше 70 дней. Мой муж оплатил в виде фидьи мои пропущенные дни поста. Да воздаст ему Аллах за это благом. Но так как более правильное мнение — это продержать пост, хвала Аллаху? больше половины 70 дней я успела продержать. Как мы все знаем? совсем скоро инша Аллах наступит месяц зуль хиджа. Можно ли мне вознамерится на дополнительный пост, имея при этом обязательный долг поста?

Ответ:

Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху.

Сестра, не совсем ясно обстоятельство с возмещением вашим мужем за вас поста кормлением. Как очевидно, до определенного момента, пока вы не узнали о другом мнении, вы придерживались мнения о кормлении бедняков, и на этом основании ваш муж выплатил за вас фидью.

И если это так, то другое мнение, либо вы перешли к нему на основе доказательств, т.е. вы сравнили доказательства всех сторон на основе научных методов и правил, и пришли к нему. В этом случае, если фидья была выплачена до перехода на другое мнение, то это достоверная фидья, и на вас не лежит обязанность возмещения поста. Так как в тот момент вы были уверены, что то мнение и есть правильное в этом вопросе. Если же была выплачена некая часть, то на вас пост по степени оставшихся дней.

Либо это произошло, как это часто происходит с простыми мусульманами и мусульманками , когда они слышат некое мнение в фикхе , оно им в общем нравится и кажется правильным по тем или иным причинам, зачастую не всегда в полной мере научным, затем они узнают другое мнение , и оно им больше нравится, например, потому что сказавший им об этом мнении им кажется более знающим, или по другим причинам.

В любом случае, то что мы всегда советуем в этих вопросах, если человек в основе придерживается того или иного мнения , и это мнение из числа вопросов, в которых нет порицания, и работа по этому мнению не приводит к сильным затруднениям, то не стоит переходить от мнения к мнению без того, чтобы этот переход был основан на серьезном анализе, насколько это возможно.

В любом случае мы ответим на ваш вопрос, так как то, что в нем будет упомянуто, может принести пользу и другим мусульманам с позволения Аллаха.

Для начала следует определить место поста в эти благодатные дни.

Передал имам аль-Бухари, ибн Маджа , ат-Тирмизи , Ахмад , ибн Хиббан от Абдуллах ибн Аббас – да будет доволен им Аллах — что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

«Нет других дней, в которые праведные дела были бы так любимы для Аллаха, чем эти (десять дней зи ль-Хиджа).»

Вариант ибн Маджа 1727

Сказал ибн Хаджар:

«Этим хадисом было аргументировано на преимущество поста в десять дней зи ль-Хиджа , так как пост входит в общий смысл праведных дел. Однако есть некая неясность относительно запрета поста во время праздника (Иду ль-Адха). И было отвечено тем, что привилегия поста имеет место в большую часть десяти дней. И это не опровергается тем, что передал Абу Дауд и др. от Аишы – да будет доволен ею Аллах – то что она сказала: «Я не видела никогда Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- постящимся в десять дней.»

Так как есть вероятность того, что он оставлял совершение праведного дела, в то время как он любит его совершение, из за боязни что это будет вменено в обязанность его общине, как это передано от Аишы – да будет доволен ею Аллах – у аль-Бухари и Муслима .»

См. Фатхуль –Бари 2\593

И передал имам Абу Дауд и ан-Насаи с достоверным иснадом от Хафсы – да будет доволен ею Аллах – то что она сказала:

«Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – постился в девять дней зиль-хиджы.»

(Вариант Абу Дауда 234)

Т.е. очевидно, что Посланник Аллаха все таки постился иногда, и иногда оставлял , или Аиша – да будет доволен ею Аллах – не видела этого, как сказал имам ан-Науауи.

См. Шарх Муслим 730

И если это ясно, то пост в нашем вопросе является одним из видов праведных дел, и нет отдельного требования на совершение именно его в эти дни кроме дня Арафат.

Говорит ибн Хаджар аль-Хайсами в вопросе определения нията в обязательном посте:

«И обусловил имам ан-Науауи в «аль-Маджмуа» обязательность определения (выделения) вида поста (в нияте) в посте, на который указали отдельные доказательства, как Арафат (пост в день Арафат, т.е. виды поста, на которые есть отдельные , частные доказательства побуждающие к этому посту в отдельности)… и в нем не будет происходить соединение чего-то с этим видом… более того, то что требует аналогия — то что соединение в нияте будет делать все это недостоверным. Так же как если человек совершая зухр (обязательную молитву) намеревается на введение в него четырех-ракаатную молитву совершаемую до зухра (т.е. он совершает четыре ракаата зухра и делает намерение на сбрасывание с себя дополнительной молитвы до зухра, так как внешне они входят друг в друга)….( и это положение) будет, если каждый из видов поста требуется по отдельности (т.е. нельзя сделать намерение в день Арафа на восполнение поста также, так как каждый из этих дней требуется Шариатом сам по себе, отдельно). Если же требуется просто наличие поста как такового, то тогда определение(выделение в намерении, и затем в действии) будет условием для полноты… а не для основы достоверности , так же как об этом было упомянуто в вопросе молитвы приветствия мечети.»

См. Тухватуль-Мухтадж 1\694

Немного сложные слова , тем более в русском переводе , однако попробуем сделать общее заключение.

Иногда Шариат требует отдельное поклонение, для которого необходимо как отдельное намерение, так и отдельное совершение , как четырехракаатная дополнительная молитва перед зохром например и сам зохр. Или совершение поста в день Арафат и возмещение поста , в случае если человек делает намерение на то и другое, в этом случае это будет недействительным.

А может требовать в общем наличие того или иного поклонения без того, чтобы обращать внимание, будет оно входить во что-то другое или нет. Как например молитва приветствия мечети , смысл этого в том , чтобы человек не сел в мечети или долго не находился без того, чтобы совершить молитву. И если он начнет совершать например другую дополнительную молитву, то он таким образом осуществит смысл, включенный в молитву приветствия мечети. Что же касается вознаграждения , то это конечно в первую очередь в ведении Всевышнего, однако отталкиваясь от того, что сказал шейх аш-Ширбини, то основа сунны, которая заключается в совершении того или иного праведного дела в эти дни, будет достигнута ин ша Аллах.

Говорит шейх аш-Ширбини в отношении того, кто не совершил пост в Рамадан по причине болезни и т.д. , а затем восполнил его в Шауаль , будет ли у него основа сунны (пост шести дней Шауаля) или нет ?

Сказал шейх:

«Очевидно да, однако он не будет вознагражден этим отдельным вознаграждением (как будто он постился вечность, или год), так как на него не распространяется предыдущий смысл ( т.е. обуславливание в хадисе поста всего Рамадана для получения отдельной награды за пост шести Шауаля).»

См. Мугний аль-Мухтадж 2\232\234

И если это ясно, то наличие поста в десять(девять) дней зиль-хиджы не является отдельным требованием Шариата, однако требуется в общем наличие праведных дел , и если человек будет восполнять пост в эти дни, то он будет совершающим праведные дела, и ин ша Аллах будет за это вознагражден, ведь в нашем случае нет какого-то отдельного вознаграждения, связанного с каким-то условием, как в посте Шауаля, во всяком случае его восполнение обязательного поста будет достоверным.

И конечно из этого исключается пост Арафата. В этот день человек должен выделить намерением какой из видов поста он совершает.

Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.

Реклама

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Пост с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s