Вопросы многоженства: жалобы первой жены


Жалобы жены многоженца и разъяснение некоторых вопросов по фикху, касающихся полигамии

Вопрос: я замужем уже 20 лет, и у меня пятеро детей. Я, муж и дети проживаем в городе, в котором работает мой муж, вдали от семей моих и его родителей. Все эти годы я лишала себя большинства радостей жизней (из одежды, еды и украшений) ради того, чтобы мой муж собрал достаточно денег для покупки машины, чтобы мы без труда могли путешествовать на ней к нашим родственникам. После всего этого мой муж женился на другой женщине, которая живет в этом городе, и она родила ему двух детей. Мои вопросы касаются следующего:

  1. Можно ли моему мужу использовать нашу машину, чтобы путешествовать со второй женой, гулять с ней и исполнять ее нужды?
  2. Надо ли ему, если я захочу поехать навестить своих родственников, совершать эту поездку по очереди со второй женой, т.е. он не может ездить к моим родственникам 2 раза подряд, пока не совершит поездку со второй женой на машине по какому-то делу, и только после этого наступит моя очередь ехать, даже если меня позовут на свадьбу или куда-нибудь еще. При этом вторая жена живет рядом с родственниками и навещает их, когда пожелает, а я нахожусь далеко от своих родственников, справедливо ли это будет? Сейчас мой муж вынуждает меня пользоваться общественным транспортом для поездки с моими маленькими детьми и не хочет использовать нашу машину, ради покупки которой я стольким пожертвовала, чтобы облегчить нам тяготы поездок, – дозволено ли ему это?
  3. Можно ли моему мужу брать вещи из моего дома, чтобы использовать их в его втором доме, при том, что эти вещи мы хотели когда-нибудь продать и купить на полученные деньги другие вещи, в которых нуждается наша семья? Можно ли ему покупать сейчас новую бытовую технику для своей второй жены, не думая о том, чтобы заменить нашу старые бытовые приборы (которые один день работают, а другой – не работают)?
  4. Является ли справедливостью, что мой муж покупает одинаковое количество еды или фруктов для своей второй семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей, чей возраст меньше 3 лет, и для нашей семьи, в которой есть двое взрослых и пять детей в возрасте от двух до двадцати трех лет?
  5. Можно ли моему мужу приводить свою вторую жену в мой дом в мое отсутствие, без моего разрешения и позволять ей переставлять вещи с места на место?

Я благодарю вас за этот исламский сайт и ценные фатвы, и баракаллаху фикум.

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: мы благодарим сестру за ее доверие к нашему сайту и за ее хорошее мнение о нем. Также мы благодарим ее за вопрос, касающийся ее религии, исследования хукма Аллаха, что указывает, ин ша Аллах, на религиозность и ум, которым ее наделил Аллах. Мы просим Всевышнего Аллаха облегчить ей соблюдение Его постановлений, достижение того, в чем содержится Его довольство, и даровать ей счастье дуньи и ахирата.

Во-вторых: твоя позиция с твоим мужем, твоя экономия ради покупки машины, – то, за что тебе можно быть благодарным, но это не делает машину, которую купил твой муж, твоей собственностью, и она также не находится в общем владении между тобой и им. Она принадлежит тебе на столько, сколько ты за нее заплатила, а ты не упомянула, чтобы что-то платила. Следовательно, машина является законным имуществом твоего мужа. До того, как он женился на другой женщине, он, конечно, использовал ее в своих личных нуждах, и мы не думаем, что ты порицала это под предлогом, что ты экономила на себе ради покупки машины. Явно, что ты стала такое говорить только после того, как он женился! Так часто бывает среди жен.

Таким образом, машина – его собственность, и на нем нет греха в ее использовании, перевозя в ней вторую жену, и нет повода порицать мужа за это.

Во-третьих: в поездках полигамного мужа не должно быть строгого распределения между женами. Бывает два случая: Первый случай: когда это простая поездка. Здесь ему нужно кинуть жребий между своими женами, которые хотят поехать с ним и которые могут это сделать. Чей жребий выпадает, с той он едет и не восполняет эту поездку с оставшейся женой. Так он делает в каждую поездку, даже если жребий одной и той же жены выходит несколько раз подряд.

Второй случай: когда путешествие бывает по нужде одной из жен, например, когда она желает поехать к своим родственникам, на лечение или по другой необходимости. В этом случае он едет с ней и так же потом едет с оставшейся женой. Если она поедет без своего мужа по своим нуждам, то время ее путешествия не засчитывается, и муж не должен будет возмещать с ней дни ее путешествия после ее возвращения.

Таким образом, твой муж не должен отказываться от поездки с тобой к твоим родственникам под предлогом, что сначала надо ехать со второй женой.

Это не относится к обязательной справедливости, которую он должен соблюдать. Напротив, так он привлекает к себе вред и несправедливость. И пусть он ездит с тобой к твоим родственникам, если сможет, а другой жене возместит дни, которые он провел с тобой в поездке. Если же он привезет тебя к родственникам, а сам вернется, или если ты поедешь с кем-нибудь другим, не с ним, то ты не сможешь требовать от него проводить с тобой дни, которые ты отсутствовала по причине той поездки.

Необходимая справедливость для многоженца – это справедливость в содержании и расходах на своих жен, в ночевке, в жилье и в одежде.

В-четвертых: твоему мужу не дозволено разрешать тебе ехать только с твоими маленькими детьми, если все они несовершеннолетние, и тебе не дозволено делать это. Если в твоей поездке с тобой не будет махрама, то это будет запрещенное путешествие, и на тебе и твоем муже будет грех.

В-пятых: если некоторые вещи, которые есть в твоем доме, являются твоей законной собственностью, твоему мужу не разрешается их брать, кроме как с твоего разрешения и согласия. Если же эти вещи – его собственность, ему можно делать с ними, что он пожелает, но не совершать при этом несправедливость и зульм. Несправедливо, если он обделит одну семью за счет другой. Необходимо, чтобы в его поведении не было зульма (несправедливости) и мейля (склонности к одной жене), чтобы оно было согласовано с интересами и возможностями. Естественно, что вещи в первом доме старее, чем вещи второго дома, т.к. первый брак заключился давно, а второй – недавно, но это не значит, что муж не должен обновлять вещи первого дома, если в этом есть необходимость, и не значит, что он может обделять первую семью, если она в чем-то нуждается.

В любом случае, этот вопрос нуждается в такъве (богобоязненности), а не в фатве.

Ответвления этих вопросов многочисленны, и тот из многоженцев, кто обладает богобоязненностью, знает, что Аллах вменил ему в обязанность, и придерживается этого, не делает того, что Аллах запретил, ведет себя согласно с интересами и возможностями, и в его поведении нет склонности к одной стороне, без учета другой, и право одной жены не попирается за счет другой.

В-шестых: полигамному мужу нужно расходовать на своих жен в качестве мужа и на детей в качестве отца. Под необходимыми расходами мы имеем в виду, чтобы он расходовал на каждую свою семью столько, сколько нужно ее членам. Нет сомнения, что количество расходов будет разным в зависимости от объема семьи, возраста ее членов и их потребностей. Важно в этом то, что он должен восполнять нужды каждой семьи в еде, питье и необходимых для жизни вещах. Нет запрета на то, чтобы увеличивать расходы для одной семьи, а для другой – нет, при условии, что есть законное основание этому увеличению, как, например, прием гостей в одной семье, или если членов семьи больше, или если к жене и ее детям приходит много гостей, которых надо принять, и другие многочисленные различные причины, которые заставляют владельца двух семей распределять расходы для одних больше, чем для других. Мы советуем сестре быть выше того, чтобы обыскивать и осматривать, что ее муж приносит в свой второй дом, и просто просить у него то, что нужно ее дому и ее детям, не глядя на то, что он несет второй жене. И это лучше сохранит ее сердце от болезни, а ее ум – от занятий ненужными делами, и поможет избежать проблем между ней и ее мужем.

В-седьмых: если муж хочет избежать проблем в своей семейной жизни, мы считаем, что он должен приводить одну из своих жен в дом другой жены только с ее разрешения. Приводить вторую жену и разрешать переставлять мебель и другие предметы в доме первой – нельзя. Своими действиями он будет залимом (несправедливым; притеснителем) для хозяйки дома. Дом – это королевство жены, она приводит его в порядок и заботится о нем. Вход ее дарры (ضرة другой жены) без ее ведома и перестановка порядка умаляет ее достоинство и ввергает ее в несправедливость. И пусть муж избегает такого действия и не открывает себе двери к проблемам, без которых можно обойтись, и которые поселят вражду и ненависть между двумя его женами, и в будущем это повлияет на отношение его детей друг с другом, и между ними тоже будет, не дай Аллах, ненависть и вражда.

И мы просим Аллаха улучшить ваши дела и облегчить вам то, что Он любит и чем доволен.

И Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид

http://www.islam-qa.com/ar/ref/145146
Перевод: Al-Iman.ru

Advertisements

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Брак с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s