Можно ли выбрасывать остатки еды?


Вопрос: Какое правило действует в отношении выливания чая и кофе? Или если молоко испортилось, то можно ли выкинуть его?


Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Нельзя выкидывать остатки еды и питья, которые могут быть использованы.

В Фатава аль-Ладжна аль-Даима (22/341) сказано: «Остатки еды необходимо оставить на следующий раз или следует отдать нуждающимся; если нет нуждающихся людей, то тот, кто может, должен отдать еду животным, даже если еда высохла».

Шейх ибн Бааз сказал:

«Нельзя выкидывать хлеб, мясо и другие виды еды. Следует раздать бедным или положить еду на видное место, в надежде, что кто-то возьмет ее для своих животных, или что ее съедят животные и птицы.Нельзя выкидывать остатки еды в мусорку, или нечистые места, или на дорогу, потому что это неправильное обращение с едой, и потому что выкидывание на дорогу еды становится причиной раздражения со стороны тех, кто использует дорогу.»

 

Фатава Исламия, 3/633

Шейх Салих аль-Фаузан сказал: «

Нельзя выкидывать еду в грязные и нечистые места, как например в помойку, потому что это расточительство, неправильное отношение к благословению и проявление неблагодарности к Аллаху.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нашел финик на дороге и сказал: «Если бы я не боялся, что он из закята, то съел бы его» (Бухари в Сахихе). И он (мир ему и благословение Аллаха) приказал облизывать пальцы после еды, до того как вымыть их или вытереть салфеткой, и он (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что если еда упала, то следует поднять ее и убрав грязь, съесть остальное.

Это указывает на то, что нельзя выкидывать еду, финики и другую пищу в грязное или нечистое место; необходимо проявлять уважение к благословению и сохранять его, потому что это является проявлением благодарности за него и потому что это благословение может быть передано нуждающемуся и он съест его, даже если это будет животное. Поэтому запрещено выбрасывать еду в мусорку».

В отношении еды, которая испортилась и питья, которое не может быть использовано, как например остатки чая или кофе, то нет ничего неправильного в том, чтобы выкинуть в мусорку.

Шейх ибн Усеймин был спрошен: «Что можно сказать о студентах, которые выкидывают остатки еды и питья в мусорку?»

Он ответил: «Что касается того, что не может быть съедено, как например кожура апельсина, яблок, бананов и т.д. то нет ничего неправильного в этом, потому что они не представляют ценности.


Но в отношении того, что может быть съедено, как например остатки хлеба, приправа и подобное этому, то не следует выкидывать это. Если же необходимо выкинуть в мусор, то нужно положить их в разные кульки, чтобы уборщики знали, что к еде отнесли с уважением»
(т.е. она чистая)

Фатава Нур ала аль-Дарб, 6/205

http://fatwaonline.net/?view=question&id=138341
http://www.islamqa.com/ar/ref/138341

Об авторе Умм Муса

Умм Муса, мусульманка, жена и мама. Уже около 5 лет живу в Египте. У меня двое сыновей. О том, почему я создала этот сайт, и не только, можно прочитать в разделе "О сайте".
Запись опубликована в рубрике Готовим с бисмиЛлях с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев на «Можно ли выбрасывать остатки еды?»

  1. muslima-malika:

    Ассаляму аляйкум. Ты есть если на хлебе плесень, то его можно выкинуть?

    • Уаалейкум ассалям

      «В отношении еды, которая испортилась и питья, которое не может быть использовано, как например остатки чая или кофе, то нет ничего неправильного в том, чтобы выкинуть в мусорку.»

      Да, иншаАллах, если нет другой возможности использовать этот хлеб или отдать животным.

  2. бинт атраф:

    ассалам алейкум muslima-malika накроши этот хлеб и подбрось в те места где птички есть, они найдут свой рызк ин ша аллах, я так делаю

  3. warda:

    однажды мой дед в деревне накормил цыплят заплесневевшим хлебом, в итоге все померли. все-таки будьте осторожны, muslima-malika и бинт атраф, с покормкой птичек или других животных, конечно, все воздается по намерениям, но так губить бедных существ тоже не стоит. а то будет что-то вроде медвежьей услуги.

  4. Хава:

    Ассаламу Алейкум, в данный момент я нахожусь в больнице, здесь дают еду, иногда небольшое количество ее у меня остается и пропадает, мне приходится ее выкидывать в общую урну, которая стоит в туалете, недавно я узнала что в столовой тоже есть ведро куда выкидывают остатки пищи пациенты, после они так же выкидывают ее на мусорку, что мне делать не будет ли на мне греха из за того что я выкидываю еду? и еще вот такой вопрос я знаю что в этой больнице естественно не будет мясо халял, перед тем как взять порцию я спрашиваю говядина это или свинина, иногда они злятся что я так делаю, вопрос будет ли на мне грех 1: что ем не халял, заведомо зная об этом и 2: если они меня обманут сказав что говядина и я съем. Аллаху Алим

  5. Джамиля:

    АсСаляму алейкум.Не знаете ли вы на счет запрещенных пищевых добавках Е?Это правда или нет?И где далилы на это.Должны ли мы придерживатся этому запрету?

    • Уаалейкум ассалям. Нужно собратить медицинские свидетельства об их вреде и обратиться за фетвой к ученым. Пока же стоит просто их остерегаться как вредныхъ для здоровья.

Добавить комментарий

